интервью
Елена Баурехт: «Искусство отражает то, о чем общество думает и переживает»
Беседовала искусствовед, арт-критик Ирина Пивкина
05/04/2024
Искусство венской художницы Елены Баурехт – это соединение профессионального художественного мастерства и визуального исследования, созданного на основе глубокого погружения в собственную историю. Ее проекты фокусируют внимание зрителя на связи между персональной историей и культурным контекстом. Техника вышивки, которую Елена талантливо использует в своей работе, добавляет текстурный элемент к ее проектам, превращая их в нечто большее, чем просто произведения искусства, — это артефакты, обретающие новую жизнь и значимость в современном контексте.

В эксклюзивном интервью для журнала Art MUSE художница рассказала о том, как вышивка стала частью ее художественной практики, почему тема коллективной памяти обретает новую актуальность, о теории квантовой запутанности и в чем роль современного искусства сегодня.
"Elena"
100 x 70 cm, 2023 г.
Ваше искусство охватывает широкий спектр медиа: от масляной живописи до мультимедийных инсталляций. Как проходил переход от традиционных техник к междисциплинарным работам? Что побудило Вас искать новые формы художественного высказывания?

Я как художник ищу различные варианты визуальной передачи и взаимодействия с публикой. Выбирая тему и делая эскизы, я параллельно выбираю и средства выражения. Иногда это сразу понятно, а иногда надо подумать, какая техника раскроет мою идею наиболее точно.

Проект «Память» исследует психологизм, глубокие душевные переживания и культурную идентичность. Как Вы выбирали объекты и истории для этой серии?

Основа проекта «Память» — это личный архив и моё генеалогическое исследование. Я аккуратно собираю все сведения о роде, копаю в глубь веков. Мне хочется каждого предка наделить голосом и с каждым лично познакомиться. Думаю, им есть что рассказать.

Исследуя и осознавая собственные корни, изменилось и моё мироощущение. Произошло новое знакомство с собой. Теперь я точно знаю, что мой упрямый и бесстрашный характер — это наследство запорожских и сунженских казаков, открытость к новому и любовь к путешествиям – заложены в ДНК русскими переселенцами из Азербайджана и торговцами из Китая. По одной из семейных легенд предку из Харбина, следовавшему по великому шёлковому пути через Россию, семья обязана своей фамилией. В девичестве я – Харебина.

Я бы могла сказать, что любовь к хорошим винам и пению лежит в грузинских корнях, но эта версия ещё не подтверждена. Целители и колдуны, воины и рукодельницы – это всё настолько увлекательно, что можно писать книгу. Но пока я сделала визуальный проект.
"Wedding of Pelageya and Vasily Izotyev"
100 х 140 cm, , 2023 г.
Основа проекта «Память» — это личный архив и моё генеалогическое исследование. Я аккуратно собираю все сведения о роде, копаю в глубь веков. Мне хочется каждого предка наделить голосом и с каждым лично познакомиться. Думаю, им есть что рассказать.
Что Вас побудило интегрировать технику вышивки в Ваше искусство?

Вышивка – это очень старинная техника и я её переосмыслила в рамках современного искусства. Любая вышивка имела ритуальное значение или закодированное послание. Геометрическая вышивка, например, более древняя, чем предметная. Фигура ромба, встречающаяся в русской вышивке, является символом плодородия. Цвет вышивки также очень важен. Так красный цвет использовался на руси чаще, так как это цвет жизни, процветания. Красный – красивый.

Казачки были отличными рукодельницами и передавали из поколения в поколение свои знания плетения венков на свадьбу, выбивали платки, вышивали рушники. Это также моя дань женской линии уходящим традициям и попытка передать атмосферу прошлого.

Какие вообще техники и материалы Вы считаете наиболее выразительными для передачи глубинных эмоциональных состояний?

Художественная фотография помогла мне как автору глубоко погрузиться и раскрыть тему «Память». По сути фото – это художественный документ, который помог мне воплотить мою идею.

Ещё я люблю масляные краски. Это настолько универсальный и пластичный материал. Цвет, фактура – всё в них прекрасно.
"Grandfather Vasya"
56 x 75 cm, 2023 г.
Ваше искусство часто затрагивает темы коллективной памяти. Что, как Вы думаете, значит это понятие для современного общества и культуры? Какова роль искусства в диалоге между прошлым и настоящим?

Мне кажется, что это то, что нас как общество объединяет, обогащает, даёт возможность творить и переосмыслять, становиться лучше.

Роль современного искусства – связующая и подсвечивающая. На самом деле искусство отражает то, о чем общество думает и переживает. Тут, мне кажется, действует теория квантовой запутанности – мы чувствуем друг друга на расстоянии, а художники, как проводники, воплощают это визуально.

Как Вы работаете над созданием своих проектов, чтобы способствовать более глубокому погружению зрителей к рефлексии? Поделитесь, как происходит этот процесс.

Мне, честно говоря, сложно сказать, что конкретно вызовет рефлексию у зрителя. Все мои проекты – это моя рефлексия. Я работаю в рамках своей психологии. Мои работы – это зеркало, и что там найдёт для себя другой человек и как он отреагирует, я не могу предугадать.

Вы активно занимаетесь организацией выставок и продвижением искусства в Вене. С какими проблемами или, наоборот, возможностями сталкиваются художники в Австрии сегодня?

Как и в любой другой стране в Австрии есть свои союзы художников. Союз художников, где я состою с 2013 года, помог мне организовать, взяв все расходы по рекламе и помещению, персональную выставку в Германии, Мюнхен. От данного союза я часто участвую в групповых выставках.

Галереи охотно сотрудничают с художниками, приглашают на выставки. Например, одна галерея в Граце пригласила меня принять участие в выставке с моим проектом «Космос». Да и вообще, находится много интересных проектов и коллабораций, если немного заявлять о себе.
Роль современного искусства – связующая и подсвечивающая. На самом деле искусство отражает то, о чем общество думает и переживает. Тут, мне кажется, действует теория квантовой запутанности – мы чувствуем друг друга на расстоянии, а художники, как проводники, воплощают это визуально.
"Grandmother Polya"
120 х 50cm, ,2023 г.
Есть ли у Вас опыт сотрудничества с галереями? Поделитесь, пожалуйста.

Да я сотрудничаю с несколькими галереями в Австрии, Германии, США и России. Интересный проект и наличие портфолио помогает наладить контакт с галереями.

Можно мы немного поговорим о будущем. Есть ли у Вас новые техники или темы, которые Вам хотелось бы исследовать в своем искусстве?

Сейчас я исследую тему космоса через детство.

Мой персональный проект связан с впечатлениями и воспоминаниями. Человечество всегда стремилось раскрыть тайны Вселенной, звёздное небо всегда привлекало взоры, манило своей неизвестностью. В моих работах затронута тема «Игры», где игра как познание мира.

В проекте я задействую разные медиа – живопись акрилом и маслом, шелкографию. Большие локальные пятна заполняю яркими метафоричными сюжетами. Работы изображают тот или иной мимолетный момент, воспоминание: девочка, мечтающая стать космонавтом, мальчик в костюме своих излюбленных героев, покоряющих космос. Эти физические воплощения полета фантазии составляют яркий детский мир как пространство, объект и иллюзию.

Недавно я увлеклась цианотипией и аэрографией. Пробую себя в коллажном искусстве.
Мои работы – это зеркало, и что там найдёт для себя другой человек и как он отреагирует, я не могу предугадать.
Какой совет Вы можете дать молодым художникам, которые находятся в поиске узнаваемого авторского стиля и хотят найти свое место в арт-бизнесе?

Как говорила чёрная королева из «Алисы в стране чудес»: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!»

У каждого свой путь. Но, я думаю, что основа – это обучение. И всегда хорошо, если у тебя есть наставник, который подскажет, поможет и направит. Менторская работа с Лилей Ковалевской помогла мне перейти на другой уровень.
"Grandma Polya and little Vera"
80 см, 2023 г.
О проекте
Все проекты Art MUSE созданы для продвижения искусства, художников и помощи работы в сфере арт-бизнеса.
Контакты
Вы можете с нами связаться через наши социальные сети или написав нам на почту artmusemagazine@yandex.ru
Наши проекты:
Журнал Art MUSE
Школа Art MUSE
Open call
Друзья Art MUSE
Журнал Art MUSE Crimea
подписаться на рассылку
© 2022 Art MUSE
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности