Колонка редактора

Рина Пивкина

Curiosity about life in all its aspects, I think, is still the secret of great creative people.

главный редактор и издатель журнала Art MUSE, арт-критик, советник по искусству

Художник и музей:
принципы успешного партнерства

В рамках образовательной программы «Открытая школа дизайна» состоялась онлайн-встреча с искусствоведами Викторией Петуховой и Анной Кургановой, в рамках которой эксперты музея-заповедника «Царицыно» обозначили как начать диалог с музеем, что ожидает музей от художника на старте и как художнику попасть в музейную коллекцию.

Музей — это общественное учреждение, куда может прийти каждый человек и основная задача институции дать доступ к культурному наследию всем, кто этого захочет. При этом музей обязан соблюдать множество нормативов: пожарных, эпидемиологических и прочих, требуемых действующим законодательством. Каких размеров должны быть проходы, почему здесь нельзя размещать объекты, какая ткань может быть использована внутри выставочных залов и прочие нюансы тщательно учитываются сотрудниками музея. Поэтому в музейных проектах дизайн выставки и каждый конкретный объект проходят согласование служб пожарной безопасности и других проверяющих центров.

Для художников, занимающихся развитием своей творческой карьеры, актуален вопрос попадания их произведений искусства в музейные фонды. Это целая процедура, согласно которой для начала важно соответствовать тематике коллекции музея и обладать высоким художественным качеством.

Как же попасть в музейные фонды?

Это возможно через:
- дарение, когда автор, наследник или коллекционер приносит в дар произведение искусства;
- инициирование закупки произведения искусства самой институцией.

Для того, чтобы подарить музею произведение искусства, дарителю необходимо написать заявление, которое рассмотрит экспертный совет музея. Если же это покупка, то необходимо, чтобы инициатор покупки составил документ с обоснованием важности вещи в музейной коллекции. Например, если инициатором выступает выставочный отдел музея, то сотрудник отдела пишет заявление о подготовке важного проекта, где планируется раскрытие определённой темы, поэтому необходим предмет, без которого проект может не состояться. Или такое обоснование составляет хранитель коллекции, где указывает почему данное произведение необходимо в музейном собрании.

После поступления заявления начинается работа по сбору документов:

- художественная экспертиза;
- реставрационная экспертиза;
- ценовая экспертиза, показывающая адекватность стоимость и соответствие с анализом рынка.

После того, как доказана подлинность и проведена ценовая экспертиза, создается музейная комиссия для рассмотрения самого предмета и всех документов, заслушивают инициатора, который обосновывал необходимость приобретения работы. Далее происходит согласование на городском уровне, где сторонние эксперты подтверждают, что такая вещь действительно нужна и она представляет музейную ценность. Пакет документов с протоколами двух экспертных комиссий отправляют на согласование в Министерство культуры, где, собственно, и утверждается закупка. Только после этого начинается процедура закупки и постановка на учет в музейные фонды.

Как купленное произведение искусства, так и предмет дарения, принимаемый музеем, должен быть поставлен на учет и внесен во все документы внутри музея, а также в государственный каталог, иметь присвоенный инвентарный номер и прочие документы, предусмотренные музейным делом и действующим законодательством. Иначе, официально произведение искусства не будет являться частью музейной коллекции.

Если говорить о сроках, то это может занять от года до трех лет. Поэтому художнику важно заранее входить в коммуникацию с музеями, если в их карьере запланировано такое сотрудничество.

Этот совет касается и участия художественных объектов, дизайна, выставочных проектов в целом - необходимо закладывать время на согласование как внутри институции, так и за ее пределами.


Давайте разберем как вообще строится взаимодействие художник – музей и чего музей ожидает от художника
1. Соответствие работы, которая подается на участие в выставке или конкурсе с присланными эскизами или фотографиями.
2. Соответствие условиям конкурса или выставки. Например, если произведение создавалось десять лет назад, а экспозиция предполагает анализ последнего года или произведение не соответствует тематике проекта и технике создания.
3. Artist statement или заявление художника. Этот документ дает понять, что художник сам думает о своем искусстве, с какими темами работает. Заявление дает возможность сформировать общее впечатление от художественной практики художника. Объем не более страницы А4.
4. Внимательного и уважительного отношения ко всем процессам взаимодействия. Например, небрежное оформление документов, переписка по e-mail, где файлы присланы бесструктурно и без подписи не допустимо.
5. Фотографии работ должны быть подписаны и сделаны не только для уже готового произведения, но и в мастерской на этапе создания, на выставке, если произведение принимало участие в каком-либо проекте.
6. Портфолио должно содержать ключевые и актуальные сведения. Это касается и участия в выставочных проектах. Не следует перечислять все выставки подряд, лучше отметить наиболее важные проекты для карьеры художника.
7. Понимать и принимать условия сотрудничества с музеем, особенности площадки и нормативы, которые учитывает институция в своей деятельности.

Выстраивая свои отношения с музеем и музейными сотрудниками качественно, эффективно и комфортно, художник сможет регулярно пополнять портфолио интересными проектами и новыми полезными знакомствами.